Опрос

Удовлетворены ли Вы качеством предоставления услуг в области архивного дела?

Актуально

 

Единый день приема граждан председателем комитета – каждый второй четверг месяца с 14 до 18 часов.

Очередной день приема граждан состоится 14 декабря 2017 года.

Справочные телефон/факс - (8652)37-09-54.

Методические рекомендации по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС...

 УТВЕРЖДЕНЫ

протоколом заседания Правительственной комиссии

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

от 28 августа 2015 г. № 7


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития

и повышения готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций, включая формирование соответствующих показателей 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений………………………………………………… 3

Термины и определения…………………………………………… 4 

Общие положения…………………………………………………... 7

Порядок подготовки предложений в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности территориальных подсистем РСЧС………………………………... 8

Процедура формирования соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий ………………………….. 11

Перечень нормативных правовых актов………………………….. 14

 

Список сокращений

ГЛОНАСС глобальная навигационная спутниковая система

КСЭОН комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

ОКСИОН общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения

ОМСУ орган местного самоуправления

РСЧС единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ФОИВ федеральный орган исполнительной власти

ЧС чрезвычайная ситуация

GPS global positioning system

 

1. Термины и определения

\Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения [Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», пункт 7 статьи 1].

Деструктивные события – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и происшествия на водных объектах [Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»].

Защитное сооружение гражданской обороны – специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника [СП 88.13330.2014, статья 3.4].

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях– доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

Мониторинг чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – система наблюдений, производимых по определенной программе непрерывно или с заданной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, техногенных объектов, анализа происходящих в них процессов, явлений и своевременного выявления тенденций их изменения, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, с целью обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [ГОСТ Р 22.1.15-2014, статья 3.1].

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных 5 конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите [Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – органы управления, создаваемые на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включающие в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункт 1 статьи 4.1]. 

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем [ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2].

РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 4].

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

Система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной [Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статья 1].

Средство индивидуальной защиты органов дыхания – носимое на человеке техническое устройство, обеспечивающее защиту организма от ингаляционного воздействия опасных и вредных факторов [ТР ТС 019/2011, статья 2].

Территориальные подсистемы РСЧС – создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий [Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, пункт 5]. 

Техническое средство связи – техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и прием сообщений в системе связи [ГОСТ Р 42.3.02-2014, статья 3.1.6].

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 1].

2. Общие положения

.1 Методические рекомендации по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, включая формирование соответствующих показателей, предназначены для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2.2 Методические рекомендации подготовлены в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственных программ Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № Пр-2333 в соответствии с п. 1 раздела V протокола от 17.04.2015 № 4 заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (образована постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2003 № 11) в целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, учитывающие вопросы развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС, находящихся в их ведении.

2.3 Для развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при разработке или внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации целесообразно предусмотреть выделение самостоятельных (отдельных) подпрограмм (программ) и основных мероприятий, направленных на создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также на повышение защищенности населения и территорий субъектов Российской Федерации от угроз деструктивных событий.

2.4 Разработка комплекса мер по отражению в государственных программах субъектов Российской Федерации вопросов развития и повышения готовности территориальных подсистем РСЧС должна быть направлена на достижение следующих программных целей: обеспечение готовности к реагированию сил и средств территориальных подсистем РСЧС для защиты населения и территорий от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны; 8 организацию и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения и информирования населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны; организацию подготовки населения способам защиты и действиям в ЧС, мерам пожарной безопасности, мерам безопасности на водных объектах; организацию и проведение среди населения мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности; создание, развитие и организацию эксплуатации комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации; создание, развитие и организацию эксплуатации аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на муниципальном уровне; создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации

 

3. Порядок подготовки предложений в перечень программных мероприятий по развитию и повышению готовности территориальных подсистем РСЧС

3.1 При формировании (корректировке) государственных программ субъектов Российской Федерации следует учитывать: реально существующую организационную и функциональную структуру системы управления; комплексность планов (программ) и их ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное и т.д.); альтернативность формирования планов и выделение базовых сценариев, ориентированных на наиболее вероятное благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации; необходимость обеспечения согласованности планов различных уровней; возможность выбора эффективного варианта сбалансированного плана и его корректировки.

3.2 Подготовка предложений в перечень программных мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации должна осуществляться с учетом специфики региона по следующим основным направлениям: развитие системы мониторинга и прогнозирования ЧС; совершенствование функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения; повышение уровня готовности к оперативному реагированию территориальных подсистем РСЧС на ЧС, пожары и происшествия на водных объектах; 9 повышение уровня защиты населения от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; оснащение сил и средств территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами и оборудованием; совершенствование технологий спасения; накопление средств защиты населения.

3.3 Меры по развитию системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть направлены на: расширение спектра задач по контролю за состоянием потенциальных источников ЧС и обстановки на территории муниципальных образований субъектов; развитие современных методов, разработки перспективных средств мониторинга и прогнозирования ЧС; повышение обеспеченности лабораторным оборудованием и приборами организаций, участвующих в мониторинге и прогнозировании ЧС; повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих мониторинг и прогнозирование ЧС.

3.4 Меры по совершенствованию функционирования органов управления, систем оповещения и информирования населения могут быть направлены на: создание и обеспечение функционирования комплексных систем безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации и внедрение аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», создание КСЭОН, развитие локальных систем оповещения и ОКСИОН; оснащение пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами оценки обстановки и поддержки принятия решений; автоматизацию процесса контроля обстановки, управления силами и информирования вышестоящих органов управления РСЧС; подготовку должностных лиц органов управления в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

3.5 Меры по повышению уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут включать: оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС; создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» в соответствии с выбранной уполномоченным органом исполнительной власти моделью построения системы-112»; оснащение сил и средств современными системами связи; наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил территориальных подсистем РСЧС; создание современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС; создание, содержание и пополнение резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС. 

3.6 Меры по повышению уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть направлены на: выполнение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах; увеличение количества подразделений пожарной охраны, снижение времени их прибытия в зону ЧС; развитие добровольной пожарной охраны; увеличение количества объектов защиты (учреждений образования, культуры, социального обеспечения и др.), на которых установлены автоматические системы предупреждения и тушения пожаров; увеличение количества оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах; формирование культуры безопасности населения.

3.7 Меры по оснащению сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут включать техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, высокопроизводительными средствами спасения, современными приборами и оборудованием, в том числе: современными средствами доставки спасателей в зону ЧС; роботизированными комплексами поиска пострадавших, тушения пожаров, проведения спасательных работ; беспилотными летательными аппаратами; оборудованием для проведения подводных работ.

3.8 Меры по совершенствованию технологий спасения и накоплению средств защиты населения и территорий от ЧС могут быть направлены на: разработку и внедрение современных технологий спасения пострадавших; накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения, в том числе за счет использования подземного пространства; обновление запасов средств индивидуальной защиты и повышение уровня обеспеченности ими населения.

3.9 В целях повышения эффективности деятельности по защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, при корректировке (разработке) региональных государственных программ целесообразно предусматривать отдельные подпрограммы, направленные на развитие территориальных подсистем РСЧС. При этом требуется детальное обоснование необходимых объемов и перечня программных мероприятий по предупреждению ЧС с последующим распределением необходимых инвестиций по муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям.

 

4. Процедура формирования соответствующих целевых показателей (индикаторов), характеризующих ход реализации программных мероприятий

4.1 При реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на защиту населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, особое внимание необходимо уделить выбору системы показателей результативности программных мероприятий. При этом показатели целесообразно разделять на основные и дополнительные.

4.2 При выборе показателей, характеризующих ход реализации программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями: показатели должны соответствовать программным целям и в минимальной степени зависеть от реализации других программ; затраты на получение данных по величине показателей должны быть относительно невелики; показатели должны быть сравнимы с показателями аналогичных программ, и с показателями, используемыми в международной практике; показатели должны быть сопоставимы во времени; определение показателя должно обеспечивать однозначность интерпретации данных; процедура сбора данных должна обеспечивать объективность отчетных данных; показатели не должны быть излишне сложными, чтобы их использование не затрудняло сбор и интерпретацию информации.

4.3 В качестве основных показателей программы должны быть использованы: снижение количества деструктивных событий (количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах); снижение количества населения, погибшего (и пострадавшего) при деструктивных событиях (в ЧС, при пожарах, при происшествиях на водных объектах); снижение экономического ущерба от деструктивных событий (от ЧС, пожаров и происшествий на водных объектах), к примеру в ценах 2010 года.

4.4 Порядок расчета основных показателей может осуществляться как в абсолютных, так и в относительных величинах (к примеру, как снижение по отношению к 2011 году и т.д.).

4.5 В качестве дополнительных показателей развития системы мониторинга и прогнозирования ЧС могут быть использованы: полнота охвата прогнозированием всех видов ЧС; достоверность прогнозов ЧС по времени, месту и масштабам; степень оснащенности сил лабораторного контроля средствами мониторинга и прогнозирования.

4.6 В качестве дополнительных показателей совершенствования функционирования органов управления РСЧС, систем оповещения и информирования населения, могут быть использованы: доля пунктов управления, находящихся в дежурном режиме, к требуемому количеству пунктов; степень оснащения пунктов управления современными средствами связи и программно-аналитическими комплексами; доля должностных лиц органов управления, прошедших подготовку в области защиты от ЧС; степень создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации или внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»; охват населения системами оповещения (экстренного оповещения); количество людей, информированных о правилах поведения при угрозе и возникновении ЧС; доля региональных и территориальных систем централизованного оповещения, оснащенных новыми техническими средствами (в процентах).

4.7 В качестве дополнительных показателей повышения уровня готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на ЧС могут быть использованы: степень обеспечения готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС к выполнению всего спектра задач по ведению спасательных и других неотложных работ, в т.ч. экстренному реагированию; доля оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS транспортных средств оперативных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС; степень создания системы-112 или эффективность ее функционирования (например, отношение количества обращений граждан к числу опасных происшествий); степень оснащения спасательных формирований современными средствами связи; доля современной учебной и полигонной базы для подготовки органов управления и личного состава сил территориальных подсистем РСЧС.

4.8 В качестве дополнительных показателей повышения уровня защиты населения от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах могут быть использованы: уровень достаточности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны; уровень укомплектованности личным составом сил территориальных подсистем РСЧС; уменьшение среднего времени ликвидации ЧС, тушения пожара, ликвидации происшествия на водном объекте; численность населения, проживающего на неприкрытых пожарной охраной территориях; 13 количество объектов защиты, на которых установлены автоматические системы предупреждения о пожаре и тушения пожаров; количество оборудованных мест массового отдыха населения на водных объектах.

4.9 В качестве дополнительного показателя оснащения сил территориальных подсистем РСЧС современными аварийно-спасательными средствами могут быть использованы отношения количества современных средств к морально или технологически устаревшим по видам аварийно- спасательных работ или по классу (предназначению) этих средств.

4.10 В качестве дополнительных показателей совершенствования технологий спасения и накопления средств защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут быть использованы: эффективность технологий спасения пострадавших, применяемых при проведении аварийно-спасательных работ; доля количества защитных сооружений различных видов к необходимому количеству для укрытия населения; доля населения, укрываемого в защитных сооружениях; доля населения, обеспеченного средствами индивидуальной защиты.

4.11 Перечень вышеперечисленных программных мероприятий и дополнительных целевых показателей носит унифицированный характер и может быть скорректирован в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта Российской Федерации.

4.12 Для получения информации о значениях показателей результативности возможно использование следующих источников и способов: статистическая и административная отчетность; использование специального измерительного оборудования для физически измеряемых показателей результатов; проведение наблюдений независимыми экспертами, результаты которых фиксируются с помощью шкалы оценок, описывающих несколько вариантов наблюдаемого состояния. 

Web-архив
Федеральное архивное агентство
Портал Архивы России
Губернатор Ставропольского края
Портал органов государственной власти Ставропольского края
Портал государственных услуг Ставропольского края
Официальный интернет-портал правовой информации
Антитеррористическая комиссия Ставропольского края
  • Интернет приемная
  • Телефон доверия
  • alt
  • Твоя родословная
  • Памятные даты

Информация